Основные виды и содержание услуг по социальной реабилитации инвалидов


Услуги по социальной реабилитации человека с инвалидностью осуществляются в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида (ИПРА).

Основные виды и содержание услуг по социальной реабилитации 


Услуги по социальной реабилитации людей с инвалидностью включают в себя:

1. Социально-средовая реабилитация

Услуги по социально-средовой реабилитации - это комплекс услуг, направленных на интеграцию человека с инвалидностью в общество путем обеспечения его необходимым набором технических средств реабилитации, созданием доступной среды.

Услуги по социально-средовой реабилитации предоставляют в следующем составе и формах:

- обеспечение людей с инвалидностью техническими средствами реабилитации и транспортными средствами с учетом ограничения жизнедеятельности, обеспечение тифлотехническими средствами реабилитации и собаками-проводниками слепых и слабовидящих, сурдотехническими средствами - глухих и слабослышаших инвалидов, обеспечение людей с инвалидностью с поражением опорно-двигательного аппарата, ведущих активный образ жизни, креслами-колясками, обеспечение функционально-эстетической одеждой;

- обучение людей с инвалидностью и членов его семьи пользованию техническими средствами реабилитации;

- рекомендации по адаптации жилья к потребностям человека с инвалидностью с учетом ограничения его жизнедеятельности.

2. Социально-психологическая реабилитация 

Услуги по социально-психологической реабилитации - это комплекс услуг, направленных на оказание психологической помощи людям с инвалидностью для достижения целей социально-психологической реабилитации, а именно: на восстановление (формирование) способностей, позволяющих им успешно выполнять различные социальные роли (семейные, профессиональные, общественные и другие) и иметь возможность быть реально включенным в разные области социальных отношений и жизнедеятельности, на формирование социально-психологической компетентности для успешной социальной адаптации и интеграции инвалида в общество.

Людям с инвалидностью предоставляют следующие услуги по социально-психологической реабилитации:

- психологическое консультирование, ориентированное на решение социально-психологических задач;

- психологическая диагностика;

- психологическая коррекция;

- психотерапевтическая помощь;

- социально-психологический тренинг;

- психологическая профилактика;

- социально-психологический патронаж.

Психологическое консультирование представляет собой специально организованное взаимодействие между психологом и человеком с инвалидностью, нуждающимся в психологической помощи, с целью разрешения проблем в области социальных отношений, социальной адаптации, социализации и интеграции.

Психологическое консультирование включает в себя:

- выявление значимых для человека с инвалидностью проблем социально-психологического содержания - в области межличностных взаимоотношений, общения, поведения в семье, в группе (учебной, трудовой), в обществе, при разрешении различных конфликтных ситуаций, проблем личностного роста, социализации и других;

- обсуждение с человеком с инвалидностью выявленных проблем с целью раскрытия и мобилизации внутренних ресурсов для их последующего решения;

- оказание первичной психологической помощи в решении выявленных социально-психологических проблем, в восстановлении адекватных социальных отношений и в формировании позитивной установки на социально-психологическую реабилитацию;

- предварительное определение типа (вида) необходимой в дальнейшем услуги по социально-психологической реабилитации, уточнение ее содержания в каждом конкретном случае.

Психологическая диагностика заключается в выявлении психологических особенностей человека с инвалидностью, определяющих специфику его поведения и взаимоотношений с окружающими, возможности его социальной адаптации с использованием психодиагностических методов и анализе полученных данных в целях социально-психологической реабилитации. 

Психологическая диагностика инвалидов включает в себя оценку:

- состояния высших психических функций и динамики психической деятельности, лежащих в основе формирования социального интеллекта и социально-психологической компетентности человека с инвалидностью;

- состояния эмоционально-волевой сферы (неустойчивость, ригидность, пластичность, возбудимость, уровень тревожности), отражающего субъективную реакцию человека с инвалидностью на воздействия социального окружения в виде описания выявленных нарушений и степени их выраженности;

- особенностей личностных качеств человека с инвалидностью (включая ценностные ориентации, мотивационную сферу, самооценку, уровень притязаний), отражающих совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия, и определяющих способ взаимодействия человека с инвалидностью с социумом;

- психологического компонента реабилитационного потенциала, реабилитационных возможностей в области социальной реабилитации;

- социально-психологического аспекта реабилитационного прогноза.

Психологическая диагностика включает в себя следующие этапы:

а) анализ исходной документации на обследуемого (медицинской и социальной);

б) конкретизацию целей и задач психодиагностики и планирование ее программы;

в) собеседование;

г) проведение психологической реабилитационно-экспертной диагностики;

д) обработку и анализ психодиагностических данных;

е) подготовку заключения по результатам психодиагностики;

ж) разработку психологической составляющей индивидуальной программы реабилитации человека с инвалидностью с конкретизацией содержания и направленности услуг по социально-психологической реабилитации.

Психологическая коррекция заключается в активном психологическом воздействии, направленном на преодоление или ослабление отклонений в развитии, эмоциональном состоянии и поведении человека с инвалидностью с целью:

- восстановления оптимального функционирования психологических механизмов, обеспечивающих полноценное включение человека с инвалидностью в разнообразные сферы социальных отношений и жизнедеятельности, формирование социально-психологической компетентности в соответствии с возрастной нормой и требованиями социальной среды;

- профилактики нежелательных негативных тенденций в личностном развитии человека с инвалидностью, социализации на всех уровнях социума.

Психологическая коррекция преимущественно ориентирована на сохраненные, но недостаточные для успешной социальной жизнедеятельности психические функции.

Психологическая коррекция реализуется в виде циклов занятий, обеспечивающих создание необходимых условий для исправления и развития психических функций и качеств, связанных с социальной адаптацией человека с инвалидностью. Форма проведения - различные по тематике и сложности сюжета ролевые игры, учебные занятия, выполнение тестовых заданий с обратной связью и другие.

Психотерапевтическая помощь представляет собой систему психологических воздействий, направленных на перестройку системы отношений личности человека с инвалидностью, деформированной болезнью, ранением или травмой и решающих задачи по изменению отношений как к социальному окружению, так и к своей собственной личности, а также на формирование позитивного психологического микроклимата в семье.

В качестве методов активирующего психотерапевтического воздействия широко применяют арт-терапию, психодраму, семейную психотерапию, библиотерапию и другие методы терапии, способствующие повышению компетентности человека с инвалидностью в формировании гармоничных межличностных отношений, совершенствованию его способности к самопознанию и саморегуляции.

Психотерапевтические сеансы (сессии) проводят в групповой или индивидуальной форме.

Психологическая профилактика заключается в содействии:

- в приобретении психологических знаний, повышении социально-психологической компетентности;

- формировании потребности (мотивации) использовать эти знания для работы над собой, над своими проблемами социально-психологического содержания;

- создании условий для полноценного психического функционирования личности человека с инвалидностью (устранение или снижение факторов психологического дискомфорта в семье, на работе и в других социальных группах, в которые человека с инвалидностью включен), для своевременного предупреждения возможных психических нарушений, обусловленных, в первую очередь, социальными отношениями.

Психологическая профилактика нацелена на раннее выявление состояний социально-психологической дезадаптации и систематический контроль за ее проявлениями, на обеспечение и поддержку психологического благополучия, предупреждение возможных нарушений системы взаимоотношений в микро-, мезо- и макросоциумах за счет актуализации психологических механизмов социальной адаптации и компенсации человека с инвалидностью.

Социально-психологический тренинг заключается в активном психологическом воздействии, направленном на снятие у человека с инвалидностью последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности, на развитие и тренинг отдельных психических функций и качеств личности, ослабленных в силу заболевания, ранения, травмы или условий социальной среды, но необходимых для успешной адаптации в новых социальных условиях, на формирование способностей, позволяющих успешно выполнять различные социальные роли (семейные, профессиональные, общественные и другие) и иметь возможность быть реально включенным в разные области социальных отношений и жизнедеятельности.

Психологический тренинг проводят в виде системы упражнений, групповой дискуссии, ролевой и деловой игры, психогимнастических и релаксационных упражнений, которые моделируют специальные условия деятельности для тренинга определенных психических функций и качеств, ответственных за социальную адаптацию инвалида.

Выделяют следующие виды тренингов: аутотренинг, тренинг креативности, тренинг различных интеллектуальных, моторных функций, тренинг личностного роста, коммуникативный тренинг и другие в зависимости от целей.

Социально-психологический патронаж заключается в систематическом наблюдении за человеком с инвалидностью для своевременного выявления ситуаций психического дискомфорта, обусловленных проблемами адаптации человека с инвалидностью в семье, на производстве, в социуме в целом, и оказания, при необходимости, психологической помощи:

- по коррекции и стабилизации внутрисемейных отношений (психологического климата в семье);

- коррекции межличностных отношений в рабочей группе, трудовом коллективе, коррекции отношений субординации;

- организации обучения членов семьи методам психологического взаимодействия с человеком с инвалидностью;

- оказанию психологической помощи семье в целом как ближайшему социальному окружению человека с инвалидностью.

Социально-психологический патронаж направлен, прежде всего, на формирование у человека с инвалидностью адекватных моделей социального поведения.

3. Социально-педагогическая реабилитация 


Социально-педагогическая реабилитация человека с инвалидностью - это совокупность услуг по коррекции и компенсации функций, приспособлению человека с инвалидностью к условиям социальной среды педагогическими методами и средствами. 

Социально-педагогическая реабилитация включает в себя:

- социально-педагогическую диагностику;

- социально-педагогическое консультирование;

- педагогическую коррекцию;

- коррекционное обучение;

- педагогическое просвещение;

- социально-педагогический патронаж и поддержку.

Социально-педагогическая диагностика заключается в выявлении и анализе особенностей образовательного статуса человека с инвалидностью и членов его семьи, ограничений способности к обучению, в оценке сохранности общеобразовательных и профессионально важных качеств, определяющих способности и возможности в области обучения/образования, потребности в получении социально-педагогических услуг.

Социально-педагогическое консультирование заключается в оказании помощи человека с инвалидностью в получении образовательных услуг с целью принятия осознанного решения по выбору уровня, места, формы и условий обучения/образования, мероприятий, обеспечивающих освоение образовательных программ на оптимальном уровне, по подбору и использованию необходимых учебных пособий и технических средств обучения, учебного оборудования с учетом особенностей образовательного потенциала человека с инвалидностью и степени ограничений способности к обучению.

Педагогическая коррекция направлена на развитие и исправление психических и физических функций человека с инвалидностью педагогическими методами и средствами. Педагогическая коррекция осуществляется в процессе индивидуальных и групповых занятий с логопедом, с педагогом-дефектологом (тифло-, сурдо-, олигофренопедагогами).

Коррекционное обучение включает в себя обучение жизненным навыкам, персональной сохранности, социальному общению, социальной независимости, пользованию техническими средствами реабилитации, языку жестов человека с инвалидностью с нарушениями слуха и членов их семей, восстановление социального опыта специальными педагогическими методами, учитывающими имеющиеся у человека с инвалидностью нарушения функций организма и ограничения способности к обучению.

Педагогическое просвещение - это просвещение человека с инвалидностью и членов их семей, специалистов, работающих с людьми с инвалидностью, в области знаний об инвалидности, методах и средствах реабилитации и интеграции людей с инвалидностью в общество.

Социально-педагогический патронаж и поддержку людей с инвалидностью осуществляют в отношении людей с инвалидностью и их семей и включают в нее: курирование условий обучения человека с инвалидностью в семье, возможности помощи членов семьи в процессе обучения человека с инвалидностью, содействие в получении общего и профессионального образования, информирование по вопросам общего и профессионального образования, организацию психолого-педагогического и медико-социального сопровождения процесса обучения, содействие во включении человека с инвалидностью в общественные организации инвалидов.

4. Социокультурная реабилитация 

Социокультурная реабилитация - это комплекс мероприятий, цель которых заключается в помощи человеку с инвалидностью достигнуть и поддерживать оптимальную степень участия в социальных взаимосвязях, необходимый уровень культурной компетенции, что должно обеспечивать возможность для позитивных изменений в образе жизни и наиболее полную интеграцию в общество за счет расширения рамок его независимости.

Услуги по социокультурной реабилитации включают в себя:

Обучение человека с инвалидностью навыкам проведения отдыха, досуга.

Проведение мероприятий, направленных на создание условий возможности полноценного участия человека с инвалидностью в социокультурных мероприятиях, удовлетворяющих социокультурные и духовные запросы человека с инвалидностью, на расширение общего и культурного кругозора, сферы общения (посещение театров, выставок, экскурсии, встречи с деятелями литературы и искусства, праздники, юбилеи, другие культурные мероприятия).

Обеспечение людей с инвалидностью, находящихся в учреждениях, и содействие в обеспечении людей с инвалидностью, обслуживаемых на дому, периодической, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературой, в том числе издаваемой на магнитофонных кассетах, аудиокнигами и книгами с рельефно-точечным шрифтом Брайля; создание и предоставление людям с инвалидностью по зрению возможности пользоваться адаптированными компьютерными рабочими местами, сетью Интернет, Интернет-документами с учетом ограничений жизнедеятельности человека с инвалидностью.

Содействие в обеспечении доступности для людей с инвалидностью посещений театров, музеев, кинотеатров, библиотек, возможности ознакомления с литературными произведениями и информацией о доступности учреждений культуры.

Разработка и реализация разнопрофильных досуговых программ (информационно-образовательных, развивающих, художественно-публицистических, спортивно-развлекательных и т.п.), способствующих формированию здоровой психики, развитию творческой инициативы и самостоятельности.

5. Социально-бытовая адаптация 

Социально-бытовая адаптация - это обучение человека с инвалидностью самообслуживанию и мероприятия по обустройству жилища человека с инвалидностью в соответствии с имеющимися ограничениями жизнедеятельности. Социально-бытовая адаптация ориентирована на людей с инвалидностью, не владеющих необходимыми социально-бытовыми навыками и нуждающихся во всесторонней ежедневной поддержке в микросоциальной среде.

Социально-бытовая адаптация включает в себя обучение инвалида навыкам личной гигиены, самообслуживания, в том числе с помощью технических средств реабилитации.

До назначения мероприятий по социально-бытовой адаптации необходимо провести диагностику возможностей человека с инвалидностью к выполнению действий по самообслуживанию.
  
Экспертная диагностика способности к самообслуживанию включает, в первую очередь, проведение проб, оценивающих следующие функции верхних конечностей:

- способность действовать пальцами;

- способность действовать кистью;

- способность тянуть или толкать предмет;

- способность передвигать предметы;

- способность действовать обеими руками;

- пробы на выполнение таких действий по самообслуживанию, как пользование столовыми приборами, чашкой, тарелкой; нарезание продуктов, открывание банок и т.д.; причесывание, умывание, надевание обуви, завязывание шнурков, пользование кранами и т.д.


Более подробно ознакомиться с перечнем социальных услуг, предоставляемых человеку с инвалидностью на дому, в полустационаре или стационаре можно в разделе "Социальные услуги"
  • Комментарии
Загрузка комментариев...
Есть вопрос?
Отправить