Организационно-методические аспекты обеспечения


Правительством Российской Федерации 10 сентября 2014 г. было принято распоряжение № 1776-р о внесении изменений в действующий Федеральный перечень. Согласно данному распоряжению из Федерального перечня исключены с 1 января 2015г. эндопротезы. 

Вместе с тем нуждаемость инвалида в эндопротезировании может быть указана в разделе ИПР – «Мероприятия медицинской реабилитации» в рамках оказания высокотехнологичной медицинской помощи, которая в свою очередь будет оказываться преимущественно в рамках обязательного медицинского страхования, при этом в качестве исполнителя указывается уполномоченный орган в сфере здравоохранения по субъекту Российской Федерации.

При формировании ИПРА инвалида (ребёнка-инвалида), которому установлен кохлеарный имплант, необходимо помнить, что реабилитационный период после операции является длительным и трудоёмким. Инвалиды должны наблюдаться в региональных центрах и кабинетах, в которых должно проходить подключение речевого процессора и первая настроечная сессия пациента. Перед первым подключением речевого процессора должна проводиться предварительная сурдопедагогическая подготовка.

Подключение речевого процессора  к кохлеарному импланту и первичная настройка речевого процессора проводится через 3-4 нед после операции.  Длительность первой настроечной сессии составляет 2-3 нед, в течение которых аудиологом, совместно с сурдопедагогом, осуществляется 5-6 настроек. Специалисты программируют речевой процессор, создавая несколько индивидуальных программ таким образом, чтобы пользователь мог лучше слышать различные окружающие звуки, разговорную речь. Одновременно проводятся занятия с сурдопедагогами, консультации психолога, осуществляется аудиологический контроль. Занятия с сурдопедагогом проводятся каждый день в первую неделю после включения, затем 2-3 раза в неделю и продолжаются в течение года, в дальнейшем по – необходимости.

В течение первого года после имплантации должны проводиться 4 настроечных сессии (каждая длительностью не менее 7 дней). В течение 2-го года после имплантации проводятся две сессии программирования речевого процессора, а по истечении 2 лет – по необходимости, но не менее одного раза в год.

Главным направлением послеоперационной слухоречевой реабилитации для всех пациентов является развитие восприятия звуковых сигналов с помощью импланта. Затем начинаются занятия с сурдопедагогом, логопедом, психологом с целью развития слухового восприятия и развития устной речи. Для имплантированнных детей особое значение имеет взаимодействие между сурдологом (аудиологом), сурдопекдагогом и родителями, а также установление контакта каждого из них с ребенком. Успешность настройки речевого процессора связана с наличием у пациента некоторых умений (реакции на присутствие или отсутствие звуков, возможность счета количества звучаний, определение абсолютной или относительной громкости звука и др.). Сурдопедагог должен научить ребенка этим умениям. У ребенка с кохлеарной имплантацией необходимо развивать восприятие звука, включая: локализацию источника звука в пространстве; определение различия речевых и не речевых звуков; уточнение различных характеристик звуков; опознавание и распознавание различных речевых сигналов (фонем, слов, фраз). После первой настроечной сессии ребенок способен слышать только очень громкие звуки. Постепенно в результате адаптации к новым ощущениям и коррекции настройки речевого процессора пациент начинает воспринимать тихие звуки. Важным критерием адекватности настройки является способность пациента слышать среднечастотные и высокочастотные фонемы или слова.

Основной процесс реабилитации должен обеспечиваться родителями в домашних условиях. Родители нуждаются в обучении навыкам развития у ребенка слуха и речи в ежедневных ситуациях  общения. Языковый этап развития речи у ребенка с кохлеарным имплантом самый длительный, он может длиться до 10 лет. Последним этапом является «этап развития связной речи с пониманием сложных текстов».

Важную роль в процессе реабилитации ребенка с кохлеарным имплантом играет общее развитие ребенка (невербальный интеллект, моторика, память, внимание и т.д.). Параллельно с работой сурдопедагога и аудиолога должна проводиться работа с пациентом психолога.

Инвалид должен пройти обучение по освоению необходимой техники работы с системой кохлеарной имплантации.

Таким образом, при формировании ИПРА инвалида (ребенка-инвалида) необходимо учесть всю совокупность его индивидуальных клинико-функциональных, психологических и социальных характеристик, дать им оценку, после чего включить в ИПРА специальные рекомендации: развитие синхронного восприятия и речи – проведение занятий с сурдопедагогом, логопедом, реабилитация с помощью родителей в домашних условиях; общее развитие ребенка – проведение занятий с психологом, педагогами (воспитателями). Мероприятия по слухоречевой реабилитации инвалидов разрабатываются с учетом заключения федерального медицинского учреждения, оказывающего данный вид высокоспециализированной медицинской помощи, а также записью в пункте 34  направления на медико-социальную экспертизу. В ИПРА в раздел «Медицинская реабилитация» в графу «Восстановительная терапия» вносится соответствующая запись с указанием кратности курсов. Исполнителем данных мероприятий указывается региональный орган управления здравоохранением.

Следует помнить, что у детей хорошие результаты кохлеарной имплантации имеют место при раннем выявлении снижения слуха (неонатальный скрининг новорожденных); раннем бинауральном слухопротезиовании; проведении по медицинским показаниям операции по установке кохлеарного импланта в первый год жизни ребенка; всесторонней качественной реабилитации.

Имплантированные пациенты нуждаются в наблюдении в специализированных учреждениях на протяжении всей жизни.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...
Есть вопрос?
Отправить